«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К.Е. Тимирязев
Экспериментирование:
Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее он развивается.
Цели опытно-экспериментальной деятельности:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидания ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение сделать выводы.
3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности:
* 1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
* 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
* 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды(свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость);
* 4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей;
* 5. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
* 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;
* 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
* 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формы организации исследовательской деятельности:
Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).
Фронтальная (коллективные игры, беседа).
Подгрупповая (наблюдение, проведение опытов, эксперимента).
Примерная структура занятия-экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованны до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Работа с родителями:
Анкетирование.
Консультации.
Наглядный материал: ширмы, папки-передвижки, оформление стендов, фотовыставки, фотогазеты.
Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования.
Анкетирование на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
- Рекомендации: «Проведение опыта с детьми дома»;
Открытый показ для родителей опытов-экспериментов.
Оформление папки «Мои открытия».
Предметно-развивающая среда:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы, листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксации результатов.

Комментариев нет:
Отправить комментарий