Дошкольное детство – это начальный этап
формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям В наше время происходит интенсивное изменение
окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все
сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные
средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых
интегрированных технологий.
Инновация – что это такое: модное слово или
старое понятие? До сих пор нет договоренности между учеными: инновация – это
идея, новшество или процесс её внедрения. На мой взгляд, инновация – это
одновременно и идея и процесс её внедрения.
В целом под инновационным процессом
понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и
распространению новшеств. В современной образовательной практике возрастает значение
исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества,
проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального
устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее
неизвестных областях. Современная ситуация развития человечества - ситуация
нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с
ненадежной информацией, учитывать точки зрения партнеров реальных и
потенциальных. Она востребует от каждого отдельного человека исследовательского
отношения к окружающему миру. Принципиальной особенностью, определяющей
специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является
то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и
разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Необходима иная
система организации познавательной деятельности - качественно более высокого
уровня. От современного ребенка
требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать,
изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное
познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране
по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного,
творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности,
направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому
«информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере
утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.
И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании»,
«повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря
любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной
степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге
практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а,
следовательно, и саморазвития. Организация исследовательской деятельности детей
рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит
средством комплексного решения задач воспитания, развития в современном
социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в
образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального
потенциала общества. По определению А. В. Леонтовича исследовательская
деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную
исходя из принятых в науке традиций. Исследовательская деятельность, позволит
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности —
найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей . Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже
в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не
только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,
постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких
физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе
и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность
самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.
Новая образовательная технология – это продукт сотрудничества и сотворчества
воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. На этапе
разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других
видов деятельности, связанных с темой, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию
среды в ДОУ, таким образом, чтобы она
являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у
дошкольника любознательность.. Например,
работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии
для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу»
природы. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на
эмпирическую тему. В групповой комнате можно организовывать «фитобар», а на
коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты»,
подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей
узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной можно
повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми.
К организации поисковой и творческой
деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один
ребенок с этой деятельностью не справится. По теме воспитатель предлагает детям задания
(приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в
защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и
т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде
чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы
они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае
необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или
рекомендует, где его можно найти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий