Родителям на заметку:
Жизненный путь личности – это история ее переживаний.
Л. С. Выгодский.
Дошкольный
возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются
общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким
людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно
не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает
только от «сердца». В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди
направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое,
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
развитие) важное место занимает региональный компонент. С сентября 2016 года
педагогический коллектив МБДОУ "Д/с №281 г. Челябинска" работает по своей рабочей программе. При
написании общеобразовательной программы мы учли специфику социокультурных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность, и выделили отдельным блоком региональный компонент, цель которого: создание педагогических условий для успешной
социализации личности в условиях региона, профессионального
самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования
на реализацию социально-экономической стратегии развития региона; совершенствование
нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края
и уважительного отношения к Родине. Направленность программы: приобщение подрастающего
поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с
бытом и традициями коренного населения.
Во все времена основной целью воспитания
являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и
традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в
том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Реализация регионального компонента осуществляется через
знакомство с национальными особенностями Южного Урала (произведения
искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей города Челябинска, азами культуры Южно - уральского быта).
Планирование образовательного процесса
осуществляется как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в
самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса используются: методические пособия,
произведения уральских писателей и композиторов. В целях повышения
качества образования по данному разделу активно используется музейная педагогика. Первым социальным институтом
приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже
– детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо
создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с
воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Привлечение родителей к
проблеме приобщения детей к народной культуре, формирование толерантного отношения
к культурам народов Урала, является одним из условий реализации данного направления
работы детского сада. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно
связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в
период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности
детей и их родителей:
• родительские собрания;
• организуются праздники, такие, как
мероприятие, посвященное дню рождения города Челябинска. «Знатоки нашего города»;
• проводятся анкетирования и тестирования,
беседы и индивидуальные консультации и т. п.
Формы взаимодействия с родителями: консультации, совместные
Досуговые мероприятия, музыкально-литературные гостиные, совместные проекты,
презентации по теме "Моя малая Родина".
Программой определен долгосрочный
проект «Богатство Урала», где критериями являются:
- ребёнок хорошо ориентируется не только в
ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- ребенок проявляет любознательность по
отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;
- с удовольствием включается в проектную
деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;
- ребёнок проявляет инициативу в социально
значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции,
связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить
позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине
в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает
образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
- охотно участвует в общих делах
социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для
ветеранов войны, посадке цветов на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Южный Урал - моя Родина», «Челябинск – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность;
Расширение
представлений о достопримечательностях своего города, улиц, о разнообразии
природы Урала, о животных, о птицах, сезонных изменениях в природе Южного Урала, о
положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение
опыта традиционного природопользования народов Урала. Дошкольники знакомятся с
правилами поведения в природе, узнают о заповедниках края и объектах занесенных
в «Красную книгу».
Только зная прошлое родного края и бережно
относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Для эффективной реализации культурной
направленности регионального компонента были обозначены педагогические условия такие как: систематизация, обобщение
и углубление знаний педагогов по реализации регионального компонента в повседневной жизни
детского сада, разработаны методические разработки по региональному компоненту, которые дают детям
представление о целостной картине мира. Дети с интересом открывают
для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и
памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки,
музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города,
усваивают нормы поведения.
Приобщая детей к историческим данным
родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который,
надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так,
как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А
народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без
будущего!
Комментариев нет:
Отправить комментарий