воскресенье, 3 февраля 2019 г.

«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ».

                                                              

                                                        Родителям на заметку:



Жизненный путь личности – это история ее переживаний.
Л. С. Выгодский.
        Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. С сентября 2016 года педагогический коллектив МБДОУ "Д/с №281 г. Челябинска"  работает по своей рабочей программе. При написании общеобразовательной программы мы учли специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выделили отдельным блоком региональный компонент, цель которого: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона; совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.
Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Южного Урала (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей города Челябинска, азами культуры Южно - уральского  быта).
Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса используются: методические пособия, произведения уральских писателей и композиторов. В целях повышения качества образования по данному разделу активно используется музейная педагогика. Первым социальным институтом приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Привлечение родителей к проблеме приобщения детей к народной культуре, формирование толерантного отношения к культурам народов Урала, является одним из условий реализации данного направления работы детского сада. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
• родительские собрания;
• организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню рождения города Челябинска.  «Знатоки нашего города»;
• проводятся анкетирования и тестирования, беседы и индивидуальные консультации и т. п.
Формы взаимодействия с родителями: консультации, совместные Досуговые мероприятия, музыкально-литературные гостиные, совместные проекты, презентации по теме "Моя малая Родина".
Программой определен долгосрочный проект «Богатство Урала», где критериями являются:
- ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его  истории, необычным памятникам, зданиям;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;
- ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
- охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке цветов на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю»«Южный Урал  - моя Родина»«Челябинск  – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность;
 Расширение представлений о достопримечательностях своего города, улиц, о разнообразии природы Урала, о животных, о птицах, сезонных изменениях в природе  Южного Урала, о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Урала. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках края и объектах занесенных в «Красную книгу».
Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента были обозначены педагогические условия такие как: систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада, разработаны методические разработки по региональному компоненту, которые дают детям представление о целостной картине мира. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения.  
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего!



Комментариев нет:

Отправить комментарий